Принято считать, что письменность на Руси появилась благодаря труду Кирилла и Мефодия. Существует, однако, большая вероятность того, что писать славяне умели много ранее, только не буквами, а рунами.
Первые попытки доказать это были предприняты более ста лет назад, некоторые из приводимых в то время свидетельств ныне по праву отнесены к глаголице, другие признаны фальшивкой. Ряд доводов, тем не менее, до сих пор не опровергнут.
Так, хроники Титмара Мерзебургского (Магдебургского), охватывающие исторический период правления от Генриха I и до Генриха II (большую часть жизни монарха) и содержащие, в том числе, тексты о Руси, имеют свидетельства, которые опровергнуть достаточно сложно. Описывая древний языческий город-крепость полабских славян Ретра (Ридегост), указывает на установленные в святилище храма Радегаст искусно вырезанные идолы божеств, на каждом из которых вырезаны их имена. Надписи эти, по словам Титмара, были выполнены другими, не германскими рунами. Глупо было бы упрекать образованного человека в неграмотности. Если Титмар не смог прочитать надписи, значит, были выполнены они незнакомыми ему, т.е. не германскими или скандинавскими, рунами.
Арабский автор Эль Массуди (Х век) в описании одного из славянских храмов также упоминает о неких знаках, высеченных на камне, якобы составляющих текст пророчества.
Ибн Фодлан, арабский путешественник, побывавший в том числе и в Волжской Булгарии, описывает ритуал захоронения: над пеплом после сожжения тела сооружают нечто вроде холма, в вершину которого водружают деревянную доску с вырезанной надписью – именем усопшего. Более того, Ибн Эль Hедим даже зарисовал одну из таких надписей (известная Hедимовская надпись).
Все перечисленные персоны были знакомы с грамотой, владели несколькими языками и наречиями, умели писать греческими и латинскими буквами. И тот факт, что они не смогли прочитать славянские надписи, говорит в пользу существования письма у славян еще до Крещения Руси.
Археологические раскопки также указывают на умение древних славян пользоваться рунами. К наиболее ранним находкам относят Черняховскую керамику с фрагментами надписей, датируемую I-IV веками н.э. Символы, выведенные на керамических черепках, были признаны письменными уже почти полвека назад. На найденных во время раскопок у сел Лепесовка и Рипнева осколках также присутствуют знаки, которые вне всякого сомнения являются надписями. К сожалению, фрагменты такого письма слишком малы, чтобы подвергнуть их дешифровке и получить возможность восстановить древний славянский алфавит.
К той же Черняховской культуре относится и весьма любопытный глиняный сосуд, найденный при раскопках на Днепре у села Войсковое в 1967 году. На его поверхности из шести знаков составлена надпись, в общей сложности 12 символов, но перевести написанное до сих пор никому не удалось. Весьма определенно по графике письма можно сказать, что в надписи использованы руны. Более того, три из шести знаков совпадают с рунами Футарка (Скандинавия) – Дагаз, Гебо и вариация на руну Ингуз – ромб, стоящий не на ребре, а на вершине.
К более поздним доказательствам использования для письма древними славянами рун относятся памятники венедов (полабов, балтийских славян). Это прежде всего обнаруженные в 1771 году в Польше Микоpжинские камни.
Славянские руны имеют сходство со скандинавскими и германскими и, скорее всего, имеют общие корни – альпийские, или североиталийские, рунические ряды. Северные этруски оказали свое влияние на соседские кельтские и славянские племена, что естественным образом сказалось и на письменности. Сейчас известно несколько вариантов такого алфавита. Каким именно образом североиталийское письмо пришло на более поздние славянские территории сказать сложно, этот вопрос и по сей день остается неразрешенным.
Руническая культура имеет более широкое значение, нежели просто умение писать, с ней тесно взаимосвязаны религия, мифология, некоторые аспекты магического искусства. Рунам приписывалось божественное происхождение. Считалось, что владеющий рунами обладает также магическими навыками. Как свидетельствуют находки, еще этруски и венеды проводили элементарные магические ритуалы, используя глиняные таблички с начертанными на них рунами, например, при погребении.
Таким образом, нельзя вести речь о древнеславянской рунической письменности отдельно от всей древнеславянской рунической культуры в целом, зародившейся в язычестве и еще долго продолжавшей существовать после Крещения (X-XVI века на Руси традиционно считаются эпохой «двоеверия»).
Славянами широко использовалась руна Фрейра – Ингуз. Руна Альгиз, так же как и Ингуз впервые появившаяся в составе Футарка, вошла практически во все алфавиты рун, кроме более поздних норвежско-шведских, которые вообще не применялись в магических целях. Эта руна прожила без видоизменений около тысячелетия, и предназначалась для защиты, в том числе от зла и чужого колдовства. Эта руна вошла в изображение одного из вятических височных колец XII века. На лопастях кольца изображены знаки – это еще одна руна. Руна Альгиз расположена на третьих от краев лопастях, а в самом центре кольца размещена та же руна, но в сдвоенном варианте. Должно быть, таким образом защитные свойства символа усиливались.
Руна Альгиз использовалась с древних времен, ее уже умели изобразить древние предки славян, соединяя по четыре руны в одном изображении таким способом, что получался двенадцатиконечный крест. Судя по всему, использовался символ с той же целью, что и сама руна.
Интересен так же тот факт, что похожие магические символы могли возникать в разных культурах независимо друг от друга. Один из примеров – мордовская бляха из бронзы, датируемая I веком н.э., найденная в Армиевском могильнике. Свастика так же является руническим символом, но не входит в рунический алфавит. Свастика может быть четырех или трехветвевой, символизирует огонь, иногда плодородие. Изображение свастики у славян использовалась повсеместно, но реже других, более распространенных рун, слишком большой для широкого использования силой обладал этот знак.
Применяли изображение свастики и двенадцатиконечного креста, помимо славян, также скифы и сарматы.
Известно также применение этих рун совместно, на одном изображении. В этой связи очень любопытно единственное в своем роде изделие – другое височное вятическое кольцо, попытка изготовить один из самых могущественных талисманов. Видозмененная руна Ингуз на центральной лопасти окружена первым, практически неразличимым изображением. На следующие от центра лопасти помещен двенадцатиконечный крест, своеобразная модификация четырех рун Альгиз. На крайних же лепестках изображена свстика.
Мир
Руна Мироздания, Древо Мира, символизирующая также внутренне Я, некий жизненный стержень человека. Древо Мира устремляет вверх, в небеса, к богам, стремится к установлению и поддержанию Порядка. Вниз от богов по этому же Древу Мира (внутреннему стрежню) к человеку спускается божья помощь, их сила и поддержка. В магии эта руна – знак покровительства, помощи богов, их защита.
Чернобог
Руна, противостоящая руне Мир. Эти две руны дуалистичны, они идут бок о бок и обеспечивают всеобщее равновесие. Символизирует силы, движущие Мир от Порядка в Хаос. В магии применяется с целью разрушения, разрыва замкнутого круга, для прерывания устоявшихся связей.
Будет неверным предположить, что Мир (по-другому, Белобог) – это абсолютное добро, а Чернобог – абсолютно зло. Мир устремляет к совершенству, а Чернобог открывает нам глаза на то, насколько мы несовершенны в действительности.
Алатырь
Это руна начала и конца, руна центра всего Мироздания, того, на чем зиждется Порядок и Хаос, основа противоположностей – Огня и Воды, Земли и Воздуха – вокруг чего они крутятся и существуют. Алатырь уравновешивает все силы, возвращает все на свои места. Центр всегда неподвижен; действия, события, силы вращаются вокруг него.
Жертвоприношения совершаются на алтарном камне – камне, отражающем магическую суть самого Алатыря, в руне же заключен этот образ.
Радуга
В магии эта руна Дороги использовалась для помощи путешественникам, для привлечения помощи в сложных обстоятельствах, благоприятного исхода дел.
Это бесконечный путь к Центру Мироздания – к Алатырю. Путь, пролегающий в борьбе и единстве Порядка и Хаоса, Огня и Воды, без начала и без конца, но имеющий свой источник и свой исход, это постоянное движение вне мирской суеты или покоя.
Нужда
Судьба неизбежна, смерть неизбежна. Тьма, царит в Нави - Нижнем Мире, бог Вий царит во Тьме. Нужда – руна Вия. Знак скованности и принуждения, ограничения рамками судьбы. В магия это руна запрета на совершение тех или иных действий, обречение на бедность, принудительная направленность сознания человека в определенном направлении.
Крада
На славянском языке это слово определяет жертвенный огонь. Крада – руна Огня, устремления, воплощения замыслов в реальности. Когда замыслы воплощаются, они перестают быть тайными; реализация замыслов предполагает их раскрытие Миру. Поэтому эта руна также знак откровения. Напускная внешняя оболочка сгорает в жертвенном пламени, открывая внутреннее содержание. В магии Крада – сила очищения, реализации задуманного, высвобождение намерений в Мир.
Треба
Само слово «треба» у славян обозначает жертвоприношение. Сакральное содержание руны в том, что без жертв богам воплощение задуманного на Дороге невозможно. Подразумевается однако не просто дар богам, в жертву необходимо приносить самого себя, поэтому Треба – руна Воина Духа.
Сила
Сила - неотъемлемое свойство Воина. Сила помогает освободить сознание, увидеть Мир и себя в нем такими, какие они есть, помогает следовать Пути.
В то же время, руна Силы символизирует целостность, единение себя с Миром – в этом цель следования по Дороге.
Еще одно значение Силы в Победе. Обрести силу можно лишь одержав победу над собой, высвободив свое внутреннее Я, пожертвовав внешним Я.
Для магии Сила – руна могущества, победы и целостности. Эта руна может помочь принять правильное решения в неочевидной ситуации. Помогает обрести единство с Миром, имеет устремление к Победе.
Есть
Руна Жизни. Жизнь изменчива, неизменна Смерть; Жизнь подвижна, Смерть движения не имеет. Руна обозначает подвижность, рост, появление чего-то нового, саму жизнь. Руна Есть символизирует силы, дающие жизнь всему – траве и дереву, птахе и рыбе, самому человеку. Светлая энергия, придающая всему живому стремление к движению.
Ветер
Велес – бог мудрости и магии – ведает руной Ветер. Ветер стремится вверх, увлекая воздух к самой вершине, вдохновляя. Ветер – руна Духа или Ведания, знак воли. Для магии это символ творчества, порывов вдохновения, как поэтического, художественного, так и магического.
Берегиня
Божество в образе женщины. У славян ассоциируется с материнством и защитой, с первородием, материнским началом. Руна Берегини ведает всем живым, судьбами; Бого-Матерь. Мать-Богиня вдыхает жизнь в души, воплощающиеся на Земле, а когда настает свой час, забирает эту жизнь обратно. Берегиня – это руна Жизни, а также Смерти, руна Судьбы.
Уд
Словом «уд» славяне обозначали конечность вообще, член. Символ мужского члена во всех традициях связан с плодородием, благодатной творческой силой, противостоящей Хаосу и преображающей его.
Яровит – сын Белеса у славян, Бальдр – сын Одина у скандинавов, именно этому нордическому божеству посвящена руна Уд. У греков это огненная сила, придающая мужество мужчинам и женственность женщинам, звалась Эрос. Это не просто сексуальная страсть, это сила любви вообще, страсть к жизни, стремление к единению противоположностей. Оплодотворяя, Уд заполняет пустоту Хаоса.
Ингуз в германском руническом алфавите имеет равное славянской руне Уд значение.
Леля
Руна относится к стихии воды. Это символ живой, движущейся воды – ручьи, реки, родники. Руна Леля также обозначает весну, пробуждение Земли после зимы, радостного цветения, плодородия. Магия связывает руну с интуицией, знаниями вне пределов разума.
Рок
Руна начала и конца всего, непроявленного Духа в трансцендентном значении. Магия использует эту руну для привлечения Непознанного, но если такие силы вмешаются в ситуацию, контролировать ее будет уже невозможно.
Опора
Мировое Дерево, стоящее в центре, или Боги, вокруг которых и существуют люди. Опора – основание Мироздания. Шаман использует шест для привлечения силы богов; шест - это символ Мирового Дерева, по которому тот путешествует на Небеса.
Даждьбог
Все добрые багости мира: богатство, счастливая любовь, удача, радость, духовные достижения – проявляет Даждьбог. Неотъемлемый атрибут этого бога рог изобилия, а в более древней традиции – котел неисчерпаемых благ. Руна Даждьбога – это неисчерпаемая река даров, вытекающая из рога или котла изобилия.
Магия трактует руну как дары богов, новые приобретения, приращения, улучшения, рост благополучия, налаживание новых связей и знакомств, а также удачный исход какого-либо предприятия.
Перун
Перун – бог Громовержец. Он защищает от сил Хаоса мир и богов, и людей. Жизненная сила, могущество. Сила Перуна способна сдвинуть горы с места, а дела с мертвой точки. Но сила эта слишком прамонаправленная, порой не отягощенная излишним грузом мудрости в негативных ситуациях.
Руна Перун – сила богов, защищающая от сил Хаоса, от разрушения и пагубы, от негативного влияния.
Исток
Сила в покое – Лед, одна из первоначальных стихий, неподвижных, но давших начало движению. Потенциал движения в неподвижности, в покое.
Руна Истока (руна Льда) символизирует застой в делах, отсутствие развития, кризис. Но любое бездвижье имеет потенциал развития, сила покоя может перерасти в силу движения (силу, определяемую руной Есть). Аналогично в движении всегда присутствует потенциал обездвиживания, замерзания.
Оставить комментарий
Комментарии и отзывы
Владимир (Неважно) 2013-10-15 18:28:31
Эх, интересно написано, но можно б было и точнее + изображений самих рун не хватает. а то германо-скандинавские руны можно найти на любом подобном сайте, а наши нет
Руническая мастерская 2013-10-15 22:33:10
Вотперейти по ссылке раздел со славянскими рунами.