Скандинавские боги

Божества практически всех языческих религий очень человечны. У скандинавских богов, как и у простых людей, есть желания, есть понятные человеку страсти, они способны испытывать боль и даже умирать. Единственное, чем отличаются Боги от простых смертных, - это могущество, сверхъестественные силы. Мышление скандинавских богов почти не разнится с обычным человеческим.

Боги скандинавского пантеона даже ближе к человеку, чем боги греческого Олимпа, их появление в этом мире объясняется естественными процессами. Сам великан Имир «родился» из росы, овеваемой горячим воздухом с юга. Из пота подмышек Имира появились первые мужчина и женщина великаны (уже однополые существа), а правая и левая ноги Имира зачали шестиглавое чудовище-великана. Так начался род инеистых великанов.

Прародитель же Асов появился из покрытого инеем соленого камня, который лизала чудесная корова Аудумла (корова явилась, как и сам Имир, из росы). В отличие от первого Ётуна существо, родившееся из камня, было не только могучим, но и привлекательным внешне. В мифах он зовется Родителем.
___

ОДИН – Всеотец, верховный бог; соответствует германскому Вотану (Водану). Неоспоримые свидетельства археологов подтверждают, что культ Вотана был распространен среди саксов, франков, англов, вандалов, готтов. Один был воплощением мудрости, верховной власти, но он не всегда был самым главным. После великого переселения народов Один в Скандинавии постепенно вытеснил традиционно главенствующего в индоевропейской семье громовержца (у скандинавов это бог Тор). Один не просто занял «престол» Тора, но и взял на себя значительную часть его полномочия – стал покровителем воинов.

Один родился у великанши Бестлы от единственного сына Родителя – Бора («Рожденный»). Кроме Одина в этой «семье» родились Вили и Ве – братья Одина. Согласно более ранним мифам отцом Одина был Тор, но позже уже сам Тор стал сыном Одина. Кроме того, скандинавы причисляли к сыновьям Одина Вали, Видара и Бальдра.

Неотъемлемые атрибуты Всеотца – копье Гунгнир, которое никогда не промахивается мимо цели. Копье символизирует военную власть и военную магию. Традиционно Один считается сеятелем распрей и раздоров. Именно с броска Одином Гунгнира начинается война между Асами и Ванами, положившая конец Золотому веку процветания. Один также спровоцировал немало междоусобиц, в том числе между конунгами Хедином и Хёгни.

В «Речах Высокого», запечатленных в «Старшей Эдде», повествуется о жертвоприношении Одина, принесенное самому себе. Один сам пронзил себя в бок собственным копьем, после чего девять дней и ночей провисел он на ветвях всемирного Древа Иггдрасиль. Благодаря этой пытке Всеотец получил мудрость, знания рун, возможность перемещаться между мирами, со своего «трона» в Вальхалле он видел и знал обо всем, что творится во всех девяти мирах.

Один со своими братьями Вили и Ве стал творцом Мира, в том числе и Мидгарда, сотворил первых людей – мужчину Аск и женщину Эмбля – из обрубков дерева. Согласно «Прорицанию Вёльвы» Один погибнет в сражении с волком Фенриром, когда наступит Рагнарёк.
___

ЛОКИ – злокозненный ас. У этого божества причудливый характер, ему сложно найти аналоги в других мифологиях, он уникален в своем роде. Локи оставил память о себе во множествах сказках, сказаниях, в пословицах и поговорках, однако не найдено ни одного свидетельства поклонения людей этому богу. В мифах Локи постоянно сопровождает в путешествиях Тора.

Локи состоит в прямом кровном родстве с Ётунами и другими хтоническими существами, а потому его действия очень часто направлены на разрушение существующего миропорядка, возврату к Хаосу. Локи постоянно втягивает Асов в авантюры, однако тут же он помогает им выпутаться из сложных ситуаций, обманывая при этом великанов – своих кровных родственников. Главные качества Локи: хитроумие, изворотливость, даже коварство и, что немаловажно, чувство юмора (довольно «черного» юмора).

Образ Локи весьма сложный и, судя по всему, не является собирательным, а отражает сам типаж озорника-трикстера. Локи был женат на великанше Ангрбоде, которая родила ему три чудовищнейших существа, причастных к наступлению Конца Мира – сине-красную Хель – хозяйку преисподней, забирающей всех, кто не пал в бою и не попал к Одину в Вальхаллу, волка Фенрира и Ёрмунганда – мирового змея. Последней, четвертой женой Локи стала богиня Сегун, родившая ему сыновей Нари и Нарви.

Локи умеет превращаться в животное. Один из мифов рассказывает о том, как Локи обратился в кобылу, отвлекая коня преследовавшего его великана, и зачал, а после родил восьминого коня, поименного Слейпниром. На этом коне в дальнейшем пересекал миры сам Один.
___

ТОР (или Донар) – бог Громовержец, бог плодородного дождя, защищающий людей и Асов от злых Ётунов, посягающих на установленный миропорядок. У скандинавов Тор мог именоваться также Веором, Хлориди или Вингиром, ему посвящены поэтические эпитеты «Управляющий козлами», «Сын отца человечества», «Друг людей», «Крушитель головы Хрунгнира», «Ужас Турсов». Тор был рожден от союза Одина и Ёрд (Матери-Земли).

Тор обитает в Трудхейме (Поле Силы). Атрибуты Громовержца – молот Мьёлльнир, перчатки и пояс силы. Вероятно, изначально Молот был каменным, но в более поздних мифах описывается как железный. Молот был выкован карликами (цвергами), как и множество других волшебных предметов Асов. В висах Мьёлльнир часто называются золотым, вероятно, это просто поэтический эпитет. Перчатки необходимы Тору чтобы удержать Молот-молнию, а пояс силы – для того чтобы смочь поднять и метнуть это мощнейшее и тяжелейшее оружие во врага. Молот Тора всегда возвращается к своему владельцу. Он является угрозой для всех хтонических сил, но особенно, для Ётунов, которые то и дело пытаются похитить Молот и обезоружить Тора. Еще один атрибут Тора – повозка, которую тянут два козла.

«Песнь о Хюмире» из «Младшей Эдды» очень развернуто рассказывает историю о том, как Тор в сопровождении Тюра отправился к великану за котлом для варения пива к необычно многочисленной тризне (пиршеству) Асов, которую предстоит организовать у морского владыки великана Эгира. Перед тем, как заполучить котел, Тору предстоят серьезнейшие испытания. Первое и самое главное их этих испытаний – рыбная ловля. Тор оказывается в доме у великана Хюмира и чтобы найти походящую наживку ему приходится убить могучего быка. Голова быка становится той наживкой, на которую клюет сам Мировой змей. Тор уже готов прикончить Змея своим Мьёлльниром, но в этот момент великан пугается и перерезает леску, Змей уходит на дно. Когда Тор «подсекал» своей удочкой, пытаясь покрепче зацепить Ёрмунганда, его ноги пробили днище ладьи великана и уперлись в дно мирового океана. После Тору пришлось добираться до берега вброд, но перед этим разгневанный Тор дает оплеуху струсившему Ётуну.

Этот эпизод с рыбной ловлей в поэзии скальдов изображен в «Щитовых Драпах» - песнях, в которых описываются картины, нанесенные на драгоценный щит, подаренный скальду конунгом. У красноречивых скальдов эпизод с рыбной ловлей еще более живописен, чем в самой «Эдде». Тор и Ёрмунганд обмениваются яростными взглядами друг с другом, Тор из лодки заносит Мьёлльнир для рокового удара, а Змей из моря исторгает на него свои яды. Подчеркивается мощь Тора, ужасающий вид Змея, уродство великана и взаимное чувство гнева всех троих.

В другом мифе повествуется история о том, как один из козлов Тора охромел. Громовержец в сопровождении Локи отправился по своим делам на восток к границе Страны Великанов. Остановившись на ночь в доме великана Эгиля, Тор решил сам приготовить ужин и угостить им хозяев дома (у Эгиля была дочь и сын Тьяльви). Он зарезал своих козлов и сварил их мясо в котле, когда же пришло время ужинать, Тор попросил хозяев не выбрасывать кости, а складывать их на расстеленные шкуры. Но коварный Локи подговорил Тьяльви повредить одну кость, и сын великана расколол своими зубами бедренную кость козла. Наутро Тор осветил Мьёлльниром шкуры с костями, воскрешая свои животных, и тут же обнаружил, что один из них стал хромым. За эту ошибку великан поплатился – самому Тору пришлось продолжать путь пешком, а Тьяльви со своей сестрой Рёсквой стали ему в этом путешествии слугами.

Тор со своими спутниками переправились через море и углубились в лес, где их и застала ночь. Неожиданно началось землетрясение, но тут среди деревьев обнаружилось громадных размеров необитаемое жилище, подходящее для ночлега, в нем путники и укрылись. А когда рассвело, Тор обнаружил у входа спящего великана. Это его храп путешественники приняли за землетрясение. Тор три раза пытался убить великана, но удары Мьёлльнира тот принимал за шорох листьев и стук падающих желудей. А когда великан проснулся, выяснилось, что ночное прибежище странников было ни чем иным как рукавицей великана. Тор был опозорен, но еще худшее оскорбление его ждало впереди.

Скрюмнир – так звали непробиваемого Ётуна – проводил Тора с его компанией до города великанов Утгарда и скрылся в северном направлении, Громовержец же отправился прямиком к правящему в Утгарде конунгу-великану. Ётун-конунг предложил своим гостям «простенькие» состязания (правила гостеприимства не позволяли нападать на путников, эти правилам следовали все мифологические существа, в том числе и злобные инеистые великаны). Первым соревнуется Локи. Его задача победить человека по имени Логи (Пламя), но Злокозненный проигрывает ему в прожорливости. Потом Тьяльви решил доказать, что он самый искусный скороход в мире, а соперником ему назначают Хуги (Мысль), слуга Тора также проигрывает. Самому Тору приходится пройти целых три испытания. В первом он пытается осушить рог, один конец которого опущен в Мировой океан. Не справившись с задачей тремя глотками, Тор бросает рог, а Утгарда-Локи (правитель Утгарда) предлагает ему уж и вовсе пустячное задание – поднять кошку. Но и этого Тор не смог сделать, ведь кошкой той прикинулся сам Мировой Змей. В третий же раз соперником Тора становится дряхлая старуха. Но чем больше Тор прилагал усилий, чтобы свалить старуху на землю, тем больше изнемогал сам. И ничего удивительного в том поединке не было, ведь имя той старухи – Старость. Не только простодушный Тор, но и сам хитроумный Локи оказываются одураченными. Хозяин раскрыл свой обман (поединок не был честным, никто не может победить Огонь в прожорливости, Мысль в скорости, и Старость в неизбежности), а оскорбленный Тор задумывает месть, которая не заставила себя ждать.

В большинстве сказаний Тор производит впечатление не самого умного из Асов, однако «Речи Альвиса» показывают Громовержца с совершенно другой стороны. Когда к дочери Аса посватался цверг Альвис, Тор, как и положено гостеприимному хозяину, накрыл богатый ужин, а потом начал расспрашивать гостя обо всем, что творится во всех мирах. Громовержец был оскорблен непристойным предложением, Ас не мог допустить брачного союза своей дочери с карликом, но и прогнать гостя из своего он не мог. Восхищаясь рассказами Альвиса, Тор протянул до самого утра, а с первыми лучами солнца карлик превратился в камень. Так коварно Громовержец разделался с недостойным претендентом в зятья.
___

ТЮР – храбрейший из Асов, бог Права и Справедливости; в германском эпосе соответствует Тиу. Один из эпитетов Тюра – однорукий. Когда Фенрир подрос, Асы осознали его опасность для Мира и решили заковать в цепи. Но так просто волка было не провести, здесь требовались сила и хитрость. Догадавшись, что игра в опутывание цепями задумана неспроста, Фенрир согласился ее продолжить только в том случае, если один из Асов положит в его пасть свою руку. На этот рискованный шаг пошел Тюр, за что и поплатился своей правой рукой.

В ходе развития религиозного мировоззрения этот Ас, судя по всему, был лишен большой части своих полномочий, в эпосе ему уделяется весьма незначительное место. В мифах Тюр упоминается в связи с походом Тора к Хюмиру за котлом для пива (Тюр сопровождал Тора). Еще одно сказание прочит Тюру сражение с псом Гармом, охраняющим Хель, но вырвавшемся из своей пещеры в самом начале Конца Миров. В той Битве падут оба.
___

ХЕЙМДАЛЛЬ – «белый» или «светлый» Ас. Способен предвидеть будущее, выполняет функцию стражей богов. Хеймдалля называют «Златорогим» или «Круторогим» и «Златозубым», его коня зовут Золотая Челка.

Жилище Хеймдалля называется Химибьерг («Небесные горы»), оно расположено около моста Биврёст, соединяющего Небо и Землю. Этот мост-радуга очень прочен, но именуется «Трясущей дорогой». Именно в этом месте и произойдет последняя битва Асов перед Концом Миров. Когда обитатели Мусспеля перейдут через Биврёст, мост рухнет. Перед самым Концом Миров предстоит Хеймдаллю схватится в битве с Локи.

Мифологические сведения об этом божестве отрывочны, изменчивы с течением времени, что значительно усложняет его толкование его роли в пантеоне Асов. Хеймдалль был воплощением Радуги и лунным божеством, воплощал Млечный путь и Солнечный свет, его даже причисляли к хтоническим существам. Сомнению не подвергается лишь его роль стража Мира Асов.

Эпитет «Златорогий» некоторыми исследователями объясняется зооморфностью Хеймдалля, однако Золотой Рог необходим этому Асу для извещения всего мира о приближении Рагнарёка.
___

ХЁНИР (Хенир) – участвовал в создании богами людей из деревянных изваяний. В качестве гаранта мира после войны Асов и Ванов был передан заложником последним.

Хёнир сопровождал Одина и Локи в нескольких приключениях, однако основная роль ему отведена после Конца Миров – Хёнир останется жить в обновленном, перерожденном мире.
___

БАЛЬДР – самый любимый сын Фригг и Одина, самый красивый и добрый из Асов с самой, вероятно, несправедливой судьбой. Бальдр живет в чертогах, где нет места дурным поступкам и даже мыслям.

Еще в юности Бальдру начали сниться страшные сны, предсказывающие ему раннюю смерть. Узнав об этом, Асы решили предпринять всевозможные меры, дабы оградить любимого сына от опасности. Один отправляется в Хель, чтобы разбудить от мертвого сна древнюю провидицу Вёльву и вызнать у нее судьбы мира и участь своего сына. Вльва поведала Одину, что Бальдр погибнет от руки Хеда – слепого бога. Тогда Фригг побывала во всех мирах и взяла обещание со всех существ, со всех животных, растений и предметов, что они никогда не причинят вред ее сыну. Забыла любящая мать лишь про ветку омелы, о чем и вызнал хитростью коварный Локи.

Бальдр стал неуязвимым, и Асы затеяли игру, метая в него копья и пуская стрелы – все было нипочем юному богу. Локи же подговорил слепого Хеда кинуть в Бальдра веткой «безобидной» омелы. Ветка превратилась в копье и погубила Бальдра (копье Одина Гунгнир никогда не промахивается, метанием копья битву посвящали Одину, погибшие в этой битве воины должны были присоединится к эйнхериям в Вальхалле). Однако Бальдра ждала не Вальхалла, а Хель, ведь он не пал в сражении, а стал жертвой развлечения богов. Убитые горем Асы отправили Бальдра в Мир мертвых по морю в горящей ладье.

Смерть Бальдра – предвестник приближения гибели всех богов и всех миров. Но Бальдр возвратится из Хель во вновь зародившийся новый мир и простит своего безвинного убийцу Хеда.
___

НЬОРД (Ньрд) – попал в мир Асов в качестве заложника от Ванов после их «междоусобной» войны. Ньорд был отцом Фрейи и Фрейра (Госпожи и Господина). Уже в Асгарде вынужден был жениться на Скади – дочери великана Тьяцци, потребовавшей выкуп за своего убитого отца (Тьяцци был убит во время почти удачной попытки похищении Идунн). Как и все другие Ваны Ньорд является божеством плородия, однако основная его стихия – море. Ньорд покровительствует мореплавателям, рыбакам, охотникам на тюленей.

Оставить комментарий

 

Для отправки сообщения введите код указанный на картинке:

я не робот

Моя корзина
Товаров в корзине 0
Новинка! Секиры Перуна

Перуновы секиры отлитые из латуни. Не просто украшение, а олицетворение силы!

    Подписка на обновления

    Подписавшись на обновления, вы будете уведомлены о появлении новых изделий, о публикации интересных тематических статей о рунах, оберегах и их значении. А так-же вы узнаете о Северной культуре, быте и обрядах наших Предков.