Основы мировоззрения Асатру и его краткая историческая справка

Асатру (Asa-tru) с древнего северогерманского языка Old Norse (имел хождение в Скандинавии с древности вплоть до начала XIV в.н.э.) переводится как «вера в асов», то есть вера в существование пантеона высших скандинавских богов под предводительством Одина.

Другое, менее распространенное название Асатру – Трот («верность» – верность богам и собственным идеалам). Это понятие более широкое и подразумевает существование множества других божественных сущностей помимо высших богов.

Последователи Асатру негативно относятся к термину «неоязычество», но, тем не менее, именно этим словом обозначают новые религиозные движения, реконструированные из древних языческих традиций. Основой для возрождения Асатру стали сохранившиеся первоисточники религиозных текстов дохристианских скандинавов.

Возрождение религии предков, восстановление традиций, фольклора коренного населения считают своим первейшим долгом Асатруа – приверженцы Асатры. Их вера основана на обожествлении сил природы, а мистическую основу Асатру составляют древние скандинавские мифы.

Лидеры Асатру убеждены, что существовала изначально общая для всех индоевропейцев исконная вера, которую необходимо вспомнить. Забыта она под влиянием учений Будды, Христа, Мухаммеда, других пророков. Асатруа не создают новую религию, заимствуя постулаты из мусульманства, христианства или зороастризма, они ищут общую, единую основу, «забытую мудрость и истину».

Вероучение Асатру говорит, что божественная сила, наполняющая людей и находящаяся вне их сознания, способна взаимодействовать с человеком и материальным миром. Выражается она через божества, которые являются родственниками людей. Боги существуют в единении с людьми – венцом духовного творения – через природу. Богов принято почитать и славить, что выражается, в том числе, традиционными обрядовыми действами и нормами поведения. Асатруа стремится к балансу собственной человеческой сущности с природой. Единение с природой, а через природу и единение с богами, стирает грань между реальным и сверхъестественным, мистическим миром.
Все, что существует и происходит в мире, – результат и проявление взаимодействия многочисленных разнообразных сил, составляющих божественный пантеон, главенствует в котором верховный бог Один. Вместе с другими божествами, относящимися к тем или иным аспектам жизни человека и природы, и другими сверхъестественными сущностями они образуют естественные силы. Человеку необходимо стремиться к гармонии с этими силами, поскольку все существующее священно, а в первую очередь – природа.

В отличие от современных религий Асатру не имеет понятий первородного греха и спасения души, отрицает само понятие абсолютного греха, поскольку Добро и Зло не абсолютны, не существуют в неизменном однообразном виде. Одно и то же событие с различных точек зрения может оказаться и добром, и злом одновременно. Не существует однозначно плохого действия, а потому не существует и понятие греха. Каждый в своих действиях должен опираться, прежде всего, на собственную совесть, на божественные и общечеловеческие ценности. Свобода действия и воли уравновешивается неизбежностью последствий, а потому любое существо (человек или божество) несет ответственность за свои поступки.

Мировоззрение Асатру подразумевает существование жизни после смерти, но не имеет какого-то формализованного представления о ней. Существование после смерти может обернуться любым из многочисленных вариантов и никоим образом не зависит от земной жизни и поступков до смерти. За свои действия человек несет ответственность в течение своей жизни и жизни своих потомков.

Священных писаний для Асатру не существует, но есть книги, особо ею почитаемые. Это не «богоданные» и непогрешимые источники, а тексты мифов, фольклора, используемые для изучения и понимания древнего мировоззрения, как примеры его проявления, наряду с источниками историческими, археологическими, культурологическими и другими.

Сами последователи Асатру не называют свое учение религией, поскольку общие традиции заменяют им отсутствующие догмы и каноны. Каждый самостоятельно выбирает для себя основные принципы существования, исходя из предпочтений и жизненных обстоятельств.

Ошибочно считать Асатру националистическим движением. Она никогда не пропагандировала насилие или другое нарушение прав человека. Асатруа вообще очень негативно относятся к экстремистам, к неонацистам, к скинхэдам. Заблуждения возникают из-за схожести используемой символики, но стоит помнить, что эти символы появились за много веков до возникновения нацизма и всегда имели исключительно позитивный смысл. Эти символы в Асатру, наряду с другими знаками древнегерманского алфавита рун, используются в культовой практике – рунной магии.

Невозможно однозначно ответить на вопрос о времени зарождения мировоззрения Асатру. Первые представления о мироустройстве появились еще на заре человечества, развивались и усложнялись с течением веков, принимали различные формы, изменялись сообразно изменениям в самом человеческом сообществе.
Так, существует некое наскальное изображение божества с характерными чертами Одина, датируемое еще бронзовым веком – 2 000 год до н.э. Некоторые исследования обозначают период около 4 000 лет до н.э. как эпоху зарождения культа богов плодородия – Ванов.
Самым же древнейшим дошедшим до современников письменным источником народных мифов и эпоса Асатру вполне однозначно можно назвать «Старшую Эдду». Пергаментный свиток с рукописью был обнаружен исландским епископом Брюньольвом Свейнссоном в 1643 году. Рукопись была подписана именем Сэмунда Мудрого (1056-1133гг. н.э.) – исландского священника, историка, известной личности, о которой даже после смерти ходило множество легенд. Неизвестно доподлинно был ли Сэмунд Мудрый истинным автором этого сборника стихотворных текстов, его перу не раз приписывали произведения других сочинителей. Песни в свитке датируются разными периодами и в целом достаточно выразительно отражают духовную жизнь германского севера, его представления о мироустройстве, о героических событиях той эпохи.

Совершенно точно известен составитель второго по значимости для современных знаний Асатру письменного источника – «Младшей Эдды». Ее еще называют «Эддой Снорри» по имени исландского поэта, прозаика, историографа Снорри Стурлусона (1178-1241 г.г.).
«Младшая Эдда» делится на две части, первая из которых описывает основы мировоззрения древних скандинавов, нередко ссылается на песни «Старшей Эдды». Вторая часть это своеобразное учебное пособие по искусству поэзии скальдов, она также содержит ценную информацию о мифологии Асатру.
Составлена «Младшая Эдда» в 1220 году с просветительской целью. Составитель надеялся сохранить память о традициях предков, древние знания, в то время как их вытесняло все более распространяющееся христианство. Уже в эти годы язычество подвергалось гонениям, приверженность древней вере приходилось тщательно скрывать. И все же окончательно вытеснить ее из народа не удалось. Многие понятия просто были переосмыслены и органично влились в христианство, а некоторые из традиций, изменив имя на новый лад, не изменили своего содержания. Таким образом сохранились в памяти народа и дожили до наших дней сказания о мифических существах.
Окончательной победой христианской религии над язычеством принято считать событие, произошедшее примерно в 1100 году н.э., когда в Упсале (современная Швеция) был разрушен знаменитый языческий храм. Но и после этого люди продолжали тайно практиковать древние обряды, а потому этот период истории принято называть эпохой двоеверия. Некоторые из древних обычаев и ритуалов вместе с древними мифами также сохранились и дошли до наших дней.

Традиционно началом возрождения Асатру считается момент нового обретения рукописи «Старшей Эдды». В это же время возрастает интерес к древнегерманской мифологии не только у ученых, но и у обывателей. Впервые опубликованный в 1697 году сборник «Круг земной» (написан Снорри Стурлусоном в 1240 году) такой интерес только разогрел еще более. Этот сборник скандинавских саг содержит подробное описание жизни людей в древней Скандинавии, в том числе и их языческие обряды, обычаи, традиции.

На первое книжное издание «Старшей Эдды» решились лишь сто сорок четыре года спустя после ее находки. Подготовка велась с 1787 по 1828 г.г. и в ней принимал участие небезызвестный Якоб Гримм – старший из тех самых сказочников братьев Гримм. В основу самих сказок братьев легли древние представления, по сути, авторы пересказали и сохранили таким образом для потомков, т.е. для нас, германский фольклор. Кроме того, перу Якоба Грима принадлежит «Германская мифология». Этот фундаментальный труд имеет немалое значение в возрождении Асатру.

Скандинавские мифы оказали свое влияние и на искусство. «Сага о Вёльсунгах» легла в основу оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга». Немецкий композитор создавал эту оперную тетралогию с 1854 по 1874 г.г.
В дальнейшем начали возникать различные мистические общества (Орден Восточного Храма, Орден Золотой Зари и т.п.), использующие те или иные элементы германской мифологии в своих учениях. Самые известные из них: общество Гвидо фон Листа (год основания 1908), общество Арманов (1911 г.), Германский орден (1912 г.), мистическое «Общество Туле» (1918 г.).
Примерно в это же время набирает силу национал-социализм, активно использующий символику Асатру в своих пропагандистских целях. Именно поэтому свастика в настоящее время безо всяких на то оснований ассоциируется в массовом сознании исключительно с нацистами и Третьим Рейхом, считается воплощением зла, а интерес к древнему учению долгие годы приравнивался к интересу к фашизму.
Память о древней культуре вскоре вернулась с совершенно неожиданной стороны. В 1954-1955 г.г. публикуется трилогия английского филолога Джона Р. Р. Толкиена «Властелин Колец». Этот роман-«фэнтези» частично основан на древних германских мифах в их англосаксонской вариации. Имена некоторых героев произведения Толкиена взяты из «Старшей Эдды» даже без изменений. Имя мага Гэндальфа носил один из карликов в саге «Прироцание Вёльвы», а имя главного злодея Саурона происходит от слова saurr, обозначающего на языке Old Norse экскременты.
Трилогия Толкиена хотя и не имеет в основании сюжета древнее скандинавское мировоззрение, однако же поспособствовало росту интереса к его дальнейшему изучению обществом.
В 1972 году исландцем Свейнбьерном Бейнтейнссоном основана община Асатру (Ásatrúarfélagið). Этим событием можно обозначить возрождение Асатру как состоявшееся явление. Исландия одна из самых последних стран Европы была подвержена массовой христианизации, а в 1973 году Асатру в этом государстве признано официальной властью.
1973 год стал также годом основания Свободного Собрания Асатру в США.
Уже международная организация «Рунная Гильдия» была основана известным исследователем Эдредом Торссоном в 1980 г., а в 1988 в тех же Соединенных Штатах образовывается другое движение – «The Troth» (Трот). В настоящее время это самая разветвленная и значительная организация из прочих подобных.
Начиная с этого времени Асатру получает бурное развитие в странах с сильной европейской традицией. Многочисленные организации, разные по величине, едины в целях – изучение и практика древнего языческого мировоззрения.
Появление Асатру в России предопределило два явления. Во-первых, движение реконструкторов исторических события раннего средневековья. Отдельно необходимо выделить сообщества, члены которого (так называемые Толкинисты) занимаются также реконструкцией событий литературных, происходящих исключительно на страницах романа «Властелин колец». Во-вторых, растущая популярность северо-европейских музыкальных групп, исполняющих «тяжелые» музыкальные композиции в контексте европейской культуры, пропитанной романтикой эпохи викингов. Из «внутренних» причин, являющихся признаками не только российского современного общества, можно обозначить неудовлетворенность молодого поколения общепризнанными ценностями и моралью, считающего христианство изжившей себя религией, стремящегося к более глубоким духовным началам, к единению с природой.
Захлестнувшая мир волна Асатру к настоящему времени стихла, распространение уже не идет теми темпами, что в конце прошлого века. Общественная организация «Асатру», появившаяся в Москве в 2001 году, ведет свою деятельность преимущественно в Интернете. Культурная столица России Санкт-Петербург может похвастаться историческим центром «Рагнар», образовавшемся в 2004 г. Это сообщество занимается изучением Асатру, практикой и просветительской деятельностью.

В России и некоторых странах ближнего зарубежья действует лишь несколько немногочисленных общин, есть и индивидуальные последователи, не образовывающие свои организации. Асатру в России, в отличие от Америки и Европы, не получило официального статуса, не имеет своих общественных лидеров, и, можно сказать, находится в зачаточном состоянии.
Копировать зарубежный опыт в России не представляется возможным, поскольку мировоззрение Асатру предполагает, прежде всего, индивидуальность. Деятельность необходимо развивать, начиная с разработки общих понятий, представлений, основываясь на древние источники знаний. Практики не имеют смысла, если они не адаптированы к местным условиям и не учитывают потребности конкретного общества и непосредственно человека в условиях этого общества.

Оставить комментарий

 

Для отправки сообщения введите код указанный на картинке:

я не робот

Комментарии и отзывы

Виктор Ваганян 2019-11-09 06:24:45

Сравнить Asa-tru с армянским Asa-tur , что означает Бог-дан
Асатур (Ասատուր) - Богдан.

Руническая мастерская 2019-11-10 22:14:38

Благодарим за комментарий. Очень познавательно.
Очевидно у нас был один общий протоязык и один народ являлся его носителем. Потом мы позабыли свое прото-родство и каждый считает свой народ отдельным от других.

Чат с менеджером